Завтра в Архангельске −4°CСеверодвинске −3°CОнеге −3°CВельске 0°CМирном 0°CШенкурске −1°CЯренске 0°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых, суббота, 16.11.2019 13:55

Мёртвые не оправдываются

19.01.2012 12:04
Подробности дела сухогруза «Варнек»: несмотря на чистосердечное признание своей вины судовладельцем, погибший капитан был признан «крайним» во всём.

В распоряжении редакции есть копия чистосердечного признания Дмитрия Яремчука, директора фирмы «Норд Вэй», компании-владельца сухогруза «Варнек», затонувшего 24 июля 2010 года.

Из документа следует, что Яремчук лично отправил корабль в порт Индигу (на пути к нему и произошло ЧП) в запрещенный для этого судна район плавания без обязательного в этом случае сопровождения другим судном, поскольку компания-судовладелец сэкономила на сопровождении. Грубо говоря, не будь этого, и трагедии бы не случилось. Но виноват в гибели людей (5 человек экипажа и 4 пассажира) и судна только капитан. Есть основания считать, что его просто сделали «крайним».

Катастрофа в Баренцевом море

22 июля 2010 года «Варнек» вышел из Архангельска по официальному маршруту посёлок Шойна — посёлок Кия, попал в сильный шторм и затонул в районе... Кабальницких кошек. Причиной аварии — опрокидывания судна — стала потеря управляемости и устойчивости. Было установлено, что груз на «Варнеке» (17 контейнеров, железобетонные блоки и стройматериалы) был закреплён с нарушениями. Рассчитывали на 116 тонн (по документам), тогда как на самом деле было погружено 135,65 тонн.

Но это лишь следствие того факта, что «Варнек», проигнорировав погодные условия, шёл в Индигу в шторм без обязательного для него в этом случае сопровождения страхующим судном и разрешения Портнадзора. Капитан «Варнека», капитан-наставник «Норд Вэй» Анфалов Н. П. и судовладелец вопреки требованиям Регистра морского судоходства никому ничего не сказали об истинном маршруте. Видимо, рассчитывали проскочить «на шару», как это бывало ранее. Чем это закончилось, вы уже знаете.

Ничего не знали на берегу и о 4 пассажирах (один из них младенец). Хотя на самом деле пассажиров было пять — одна из пассажирок была беременна. Более того, капитан сухогруза не имел никакого права на перевозку пассажиров — лицензии не было. Но взял людей на борт, как и раньше. 8000 рублей — такой была такса за перевозку одного пассажира и 500 рублей за одну посылку. 26 июля перевёрнутый «Варнек» был обнаружен вертолётом МЧС. Из команды корабля и пассажиров — «нелегалов» не спасся никто.

Чёрным по-белому. Вариант 1

Из протокола явки с повинной Дмитрия Яремчука, директора ООО «Норд Вэй», собственника судна «Варнек», цитируем:
«Данное судно могло осуществлять деятельность в прибрежной зоне Белого, Баренцева и Карского морей со следующими ограничениями: судну нельзя было удаляться от берега на расстояние не более 50 миль от порта убежища в Белом море. В Баренцевом море на расстоянии не более 20 миль при таких же условиях от порта убежища... Судно «Варнек» могло эксплуатироваться и осуществлять только перевозку грузов за мыс Канин Нос в посёлок Индига только под сопровождением другого судна...

При убытии 21.07.2010 судна «Варнек» с грузом из порта Архангельск капитану судна Курулюку было выдано рейсовое задание для следования по маршруту порт Архангельск — портопункт Кия — портопункт Шойна, и после выгрузки судно должно было следовать в портопункт Индига. Следовать в портопункт Индига капитану я дал только устное указание, в письменной форме оно не оформлялось. Я не указал портопункт Индига из порта Архангельск 20-21 июля 2010 в рейсовом задании, так как сложилась такая практика.

С ООО «Экотек-Бункер» у меня был заключён договор весной 2010 года о том, что суда его организации должны были оказывать сопровождение судов «Варнек»... с грузами до мыса Микулкин... В период 21-26 июля 2010 данный договор и сопровождение судна «Варнек» не было исполнено, так как не было разрешения на разовый переход и судно «Варнек» не стало выгружаться в портопунктах Кия и Шойна. Так было проще и экономичнее для «Норд Вэй»...

24.07.2010 связь с капитаном судна прервалась. Причину я не знал. В период 24-25 июля 2010 я предпринимал попытки своими силами (через капитана судна «Вайново» и знакомых в п. Индига) установить местонахождение судна «Варнек», однако положительных результатов получено не было. Я думал, что судно где-то отстаивается, и просто прервалась связь по техническим причинам. 26.07.2010 я обратился в Службу капитана Архангельского порта и МЧС... сигнала бедствия с судна так и не поступило. После этого началась поисковая операция...»

Вдумайтесь! В течение двух дней не было связи с судном, а судовладелец, зная, что послал корабль туда, где ему одному нечего было делать, ограничился только телефонными переговорами, не извещая об инциденте МЧС!

Чёрным по-белому. Вариант 2

Потом Яремчук изменил данные в явке с повинной показания. По обновлённой версии, с его слов выходило, что 23 июля 2010 года около 13:00 он получил по электронной почте сообщение от капитана Курулюка о том, что он следует в п. Индигу, так как заход п. Кия и п. Шойна невозможен из-за шторма. После этого Яремчук пытался запретить капитану «Варнека» дальнейшее плавание, но все попытки связаться с Курулюком были безуспешными.

Яремчук предполагает, что капитан на связь не выходил умышленно, так как без его разрешения изменил рейсовое задание и вышел в Индигу без сопровождения, чтобы доставить нелегальных пассажиров, которых вопреки запрету на такие перевозки и тайком от судовладельца взял на борт. То есть Яремчук уже как бы и не при делах.

Виноват он только в том, что не до конца проконтролировал как судовладелец действия капитана во время рейса и не оформил документы на разрешение разового перехода «Варнека» под сопровождением, которое планировал сделать до выхода судна из п. Шойна до мыса Микулкин.

Чудеса расследования

Комиссия, расследовавшая катастрофу «Варнека», установила, что причастными к аварии помимо капитана Курулюка являются:

• директор «Норд Вэй» Яремчук, который сознательно с начала летней навигации 2010 года заключал договоры на перевозку грузов в посёлки, расположенные в Чёшской губе Баренцева моря без учета возможностей своих судов, которые могли зайти в эти посёлки, только нарушая установленные ограничения по удалению от мест убежищ, сознательно и неоднократно создавал угрозу безопасности плавания судна, жизни и здоровья экипажа;

• капитан-наставник Анфалов, который периодический контроль за соблюдением установленных ограничений и контроль за движением судов не осуществлял.

Здесь можно долго перечислять выводы комиссии относительно квалификации действий Яремчука и Анфалова. Но все они, как установило следствие (вот чудо!), не состоят в причинно-следственной связи с наступившими последствиями в виде гибели 9 человек, так как каких-либо объективных данных, свидетельствующих о том, что директор Яремчук, капитан-наставник Анфалов отдали прямое распоряжение капитану Курулюку в обязательном порядке следовать в Индигу при наличии штормового предупреждения, нет.

Вот таким вот чудесным образом оказались дезавуированы собственные слова Яремчука об устном указании капитану «Варнека» идти в Индигу. Всё просто, как у детей: слово дал — слово забрал. А Курулюк с того света уже ничего не скажет.

Далее. Всё, о чем говорилось выше про Яремчука и Анфалова, относится к нарушениям правил охраны труда, действующих в сфере морского транспорта до 27 июля 2010 года. Но уголовная ответственность за наступающие в случае их несоблюдения трагические последствия была введена после этой даты. Проще говоря, директора и капитана-наставника нельзя судить. На этом следствие поставило точку.

P.S. Да, невозможно вернуть погибших. Безусловно, капитан «Варнека» виноват уже хотя бы потому, что тайно повёз пассажиров, а при получении 23 июля неблагоприятного для плавания метеопрогноза должен был не идти в Индигу, а следовать в ближайший порт-убежище. Но кто даст гарантию, что он не сделал этого, понадеявшись не только на извечный русский «авось» и своё мастерство, но и потому, что начальство в лице Яремчука и Анфалова ранее поощряло партизанские, но приносящие немалый доход рейсы? Настоящая причина катастрофы «Варнека» видится в том, что желание заработать как можно больше заставило забыть о безопасности плавания всех перечисленных в статье фигурантов. А потом было поздно.

P.P.S. Интересно, каким будет результат расследования уголовного дела по теплоходу «Капитан Кузнецов», возбуждённого Северо-Западным следственным управлением на транспорте СК РФ по статье 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта». Не окажется ли, что и там виноват капитан?

Фото спасательной операции пресс-службы Архангельского регионального управления МЧС

Реклама
Реклама
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор: Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.
Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле