Первое. Речь опять идет только о железной дороге. Теперь известны начало её и конец. Конец в Архангельске. Куда упрется дорога? В Порт — замерзающий, дорогой по портовым сборам, технически отсталый и не глубоководный.
Второе. Ничего не сказано про электрификацию уже существующего участка северной железной дороги.
Третье. Как заявил Архангельский губернатор — это не просто кредит, а Синдицированный кредит.
То есть, кредит, предоставляемый заёмщику по меньшей мере двумя кредиторами (синдикатом кредиторов), участвующими в данной сделке в определённых долях.
ЕАБР — понятно, он даёт кредит. Вопрос кто ещё в долях участвует в синдикате? Ничего не сказано. АО «Белкромур» — это не кошелек, данное АО само существует за счет вливаний.
Бюджеты регионов? Не сказано в релизе про это ни слова.
Далее, оно же главное.
Как правило, такие кредиты имеют особые условия. Синдицированные кредиты, в отличие от стандартных банковских кредитов, предполагают наличие специальных финансовых и других обязательств (ковенантов), нарушение которых может повлечь за собой требование кредиторов о досрочном погашении кредита.
Что это за ковенанты? Да что угодно. К примеру, возможность покупки оборудования не где захочешь, а строго у определенных поставщиков. Как правило дороже. В итоге синдицированный кредит может стать ещё дороже, чем обычный.
Примеры в истории Архангельской области такие уже были — так называемый «Венгерский кредит» во времена губернатора Ефремова.
Тогда, если вспомнить, история была такова: на постройку нового корпуса областной больницы взяли кредит в Венгрии.
Областное Собрание депутатов дало государственные областные гарантии на выплату этого кредита.
Что тогда, что и сейчас, четко выверенной и окончательно готовой проектной документации нет.
И очень долго и крайне дорого область потом оплачивала практически не востребованное при новых технологиях венгерское медицинское оборудование, включенное в кредитные условия.
Новый корпус больницы превратился в гигантских размеров долгострой-геморрой, в который вкачивались ресурсы.