Завтра в Архангельске+2°CСеверодвинске+1°CОнеге+1°CВельске0°CМирном0°CШенкурске−1°CЯренске−5°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,четверг, 01.02.2024 18:34

Справедливость не имеет срока давности

07.02.2020 09:00
В 2020-м году будет 10-я годовщина кораблекрушения в Баренцевом море, жертвами которой стали пятеро членов экипажа корабля и четверо пассажиров, включая ребёнка, которых нелегально перевозил сухогруз «Варнек».

Вкратце напомним, что 24-го июля 2010-го года сухогруз, перевозивший на борту гражданских лиц, перевернулся из-за сильного шторма. Все находившиеся там люди погибли.

С поиском тел, самого судна и последовавшим далее расследованием вышла довольно мутная история. Если поднимать материалы расследования, то можно понять, что «Варнек» принадлежал компании «Норд Вэй» и, по идее, не мог действовать без приказов и указаний тогдашнего руководства.

Как рассказывают моряки, в материалах дела должны быть показания, что именно так и было. Другое дело, что следствие отнеслось к таким показаниям критически, и виновным был признан капитан корабля, который, к сожалению, не выжил и не смог ничего опровергнуть.

К сожалению, это очень частая для России практика. Почти каждый раз мы наблюдаем её при авариях — автобусных, морских, авиа…

Почти каждый раз причиной оказывается человеческий фактор в виде неверных действий экипажа. И почти никогда расследование не идёт глубже. Может, потому в России постоянно случается что-то трагическое.

Продолжим…

В 2012-м году ИА «Эхо СЕВЕРА» подробно освещало ход расследования. Уже тогда всё было, мягко говоря, не совсем гладко. Подробнее читайте в материале «Мёртвые не оправдываются».

С тем, что результаты расследования выглядят довольно странно, согласны и коллеги погибших членов экипажа, которые поделились с редакцией своими мыслями на этот счёт и воспоминаниями о рабочей атмосфере в то время.

Спустя 10 лет мы имеем почти святую невинность собственника. Но разве такое возможно, чтобы собственник терял контроль над своим судном?

Есть мнение, что ощущение полной безнаказанности могло возникнуть из-за тесных связей с тогдашним руководством порта и регионального МЧС.

Вообще, то, что выход судов в море из порта Архангельск порой осуществляется с вопиющими нарушениями техники безопасности и морских уставов, — в среде моряков секрет Полишинеля. Как и притча во языцех разговоры о том, что портначальство и надзорные службы закрывают на это глаза.

Есть мнение, что выход в море согласно точному исполнению буквы инструкций и правил вообще невозможен. Ибо состояние флота слишком далеко от совершенства, а многие суда просто древние и годятся только для музеев и свалок.

Вопрос в степени нарушений, которые допускаются. Видимо, в случае с «Варнеком» степень пофигизма просто зашкалила.

На очень многое закрыли глаза. А коли так, то почему только капитан остался крайним?

Ответ видится простым — потому что не выжил.

Понятно, когда надзорные ведомства, начальники МЧС и портовое руководство закрывают глаза — им не погибнуть в случае беды.

Но почему капитаны и экипажи пренебрегают правилами?

Как показывает российская практика, очень часто (практически постоянно) нарушаются установленные Регистром ограничения по районам и условиям плавания. При этом капитаны и экипажи не могут пойти наперекор указаниям собственника, так как в противном случае работники лишались премии за рейс и за месяц.

Причём лишаются денег не только те, кто воспротивился начальнику, но и все, кто работает на судне.

Мы не можем на сто процентов утверждать, что в случае с «Варнеком» было именно так, но люди говорят, что рейс в Индигу судно должно было сделать за 7 дней, и если бы они зашли в пункт убежище, то остались бы на «голом окладе», то есть на минимальной зарплате.

Официально звучало, что на «Варнеке» были нелегальные пассажиры, то есть люди, которые не оформлялись.

Но согласитесь, если там были не оформленные люди, то моли быть и не оформленные грузы — например, горюче-смазочные материалы. В России на многих судах под это дело даже затевают реконструкцию — специально конструируют танк в корпусах судов.

Люди говорят, что видели, как на «Варнек» осуществлялась в своё время погрузка нефтепродуктов из автоцистерн с причалов, где нельзя было грузить.

Было ли подобное неофициальное топливо на «Варнеке» в роковом рейсе или его не было — тайна, покрытая мраком.

Но вернёмся к пассажирам…

Пассажиров перевозили незаконно, вопреки существующим правилам, и даже выдавали проездные билеты. Как минимум один такой случай был подтверждён при расследовании крушения.

А где был портнадзор?

Невозможно отделаться от ощущения, что всё это от извечного русского «авось». Авось пронесёт.

Надежда на авось в итоге даёт веру в непотопляемость судов. Эта вера утверждается в головах экипажей и руководства фирм-собственников. Для последних суда — это средства зарабатывания денег. Дойные коровы.

И в конечном итоге превалирует мысль, что доить надо всё больше и больше. Про правила и нормы, когда речь идёт о больших деньгах, как правило, уже забывается.

Есть же авось…

Поверить в это трудно, но как иначе, если нарушения массовые и всё ужесточается только лишь на время и только лишь после очередной беды.

А в период безбедья всё с пофигизмом.

Ещё о странностях. Друзья моряков рассказывают, что перед крушением с «Варнеком» связывалось другое судно «Михаил Сомов», чтобы задать вопрос, — далее цитата: 

«Куда вы прётесь? Шторм идёт!».

Конец цитаты.

Можно только догадываться, что ответил капитан, но очевидно, что предупреждение было проигнорировано в надежде проскочить.

Понятно, что капитан не самоубийца. И наверняка ставил руководство в известность.

Уже после того, как судно потерпело крушение, стали происходить действительно странные вещи. По какой-то причине поиски погибших начались только спустя двое суток.

Сухогруз затонул утром в субботу, а поисковый вертолёт вылетел утром понедельника.

То ли обстоятельства так сложились, то ли была другая причина. Но это странно.

И в среде моряков уже тогда зародились смутные сомнения, что тогдашнее руководство «Норд Вэй» могло как-то связываться с высшим руководством областного МЧС.

Зачем? Можно предположить, что целью было попытка уменьшить шум от скандала или вообще замять инцидент.

Дополнительным аргументом этой точки зрения может быть следующий факт: в первые часы о крушении знали только в МЧС. По правилам, если судно начинает тонуть, то сигнал рассылается во все инстанции, чтобы на помощь смогли прийти те, кто ближе всего.

Далее со слов сотрудника Портконтроля, работавшего там непосредственно в момент крушения: «Во время поиска с вертолёта МЧС было обнаружено перевёрнутое вверх днищем судно и в метрах 500 от него тела людей».

Но сколько было тел обнаружено и сколько в итоге осталось в докладах? Есть мнение, что цифры разнятся. Почему? Может, ошиблись, а может…

Люди сведущие говорят, что всё было ужасно, прямо как на «Титанике» — «Варнек» потерял остойчивость и мгновенно перевернулся, а экипаж с пассажирами не смогли воспользоваться спасательными средствами.

В шторм и при качках до 40-50-градусов им оставалось находиться только внутри судна.

А при качке более 60 градусов судно перевернулось вверх килем мгновенно.

Дальнейшая посадка на мель надстройкой «раскурочило» все входные двери.

Но люди должны были некоторое время остаться живыми, ведь корпус затопило наполовину, а воздух оставался, так как упомянутый выше пустой топливный танк держал судно на плаву.

Есть мнение, что люди могли остаться в корпусе судна, или, по крайней мере, там должны были остаться их тела.

Со времени трагедии с «Варнеком» прошло уже слишком много времени.

Всё, что нужно друзьям и родственникам погибших — светлая память о дорогих им людях.

В годовщину тех событий все, кому небезразлична эта история, соберутся на кладбище и будут просить только об одном: чтобы вместе с ними пришёл человек церкви — священник, который был бы согласен не за деньги, а из сострадания отпеть души погибших.

Если кто-либо из читателей готов помочь родственникам моряков в этом деле, обратитесь на редакционную почту — muhomor-pr@yandex.ru.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле