Когда «Северная звезда» только открывалась, в воздухе прямо витал дух космополитизма. За пару месяцев до синагоги в Архангельске открыли мечеть, и на короткое время создалось впечатление, что в небольшом городе мирно уживаются три мировых религии. На время все забыли про пожары в ходе стройки мусульманского храма, забыли про обстрел недоделанной синагоги из пневматики, коктейли Молотова, закинутые туда же…
Два года синагога стояла и не мешала почти никому, а тут вдруг ни с того ни с сего… Хоп — и поджог. Аккурат во время еврейской пасхи Песах…
Это явно послание, только от кого и о чём?
Подробнее о самом пожаре читайте по ссылке.
Видео:
Умные, сведущие в подобных делах люди обращают внимание на мизансцену: чувак перекидывает через забор покрышки, перелезает сам, покрышки эти поджигает.
Всё это не одна минута. Вопрос: где был ЧОП? И вообще, зачем там видеокамеры, если никто не реагирует?
Есть мнение, что кто-то очень сэкономил на охране: дешёвые ЧОПовские услуги — это как бесплатный врач.
Далее как в анекдоте:
— Здравствуйте, бесплатный врач.
— Здравствуйте, безнадёжно больной пациент.
И ещё по поводу мизансцены — оно же главное. В ЭТОМ ВИДИТСЯ СУТЬ…
Если бы кто-то хотел реально поджечь, то поджигал бы не покрышки.
Покрышки поджигают, когда нужно создать впечатление — чтобы было много чёрного дыма, шума, скандала.
Реальные поджигатели действуют иначе, наверняка.
А подожжённые покрышки — это пиротехническое шоу: жутко страшно, но не губительно. Чёрный дым, ощущение апокалипсиса…
Но только ощущение… Экшн…
***
Первое, что приходит в голову — акция правых радикалов. Но на дворе не начало двухтысячных. Нацики либо сели, либо повзрослели…
К тому же, в подобных случаях, как ни прискорбно об этом говорить, но КАК ПРАВИЛО кто-то берёт на себя ответственность. Анонимно или нагло глядя в видеокамеру…
Но прошли почти сутки.
Никто не взял на себя ответственность.
Да и некому, судя по всему, брать. К примеру, сообщества поморских скинов в соцсетях с населением 30-40 человек умерли ещё в 2013-м, даже в комментариях под новостями удалось найти всего пару отбитых антисемитов.
С другой стороны — кто знал, что такое анархо-коммунизм до самоподрыва студента-бомбиста Жлобицкого? Кстати, радикально-левые идеи, захватившие молодые умы, тоже не очень хорошо относятся к религиям, но и эти пока молчат.
Вторая версия — «мочилово» конкурента, как в старые-добрые. Когда «Северная звезда» открылась, в ней каждую неделю выступали малоизвестные коллективы, аудитория которых идеально подходит под АГКЦ, «Норд Экспо» или Ломоносовский ДК (ни на что не намекаем, просто сравниваем масштабы).
Возможно, и без того загибающийся еврейский культурный центр решили окончательно добить. Пожалуй, ни для кого не секрет, что концерты там проходят всё реже, на аренде банкетных залов далеко не уедешь, а тут ещё и закрытие всего и вся. Может быть, поджигатель решил, что ущерба от пожара Обермейстер точно не переживёт?
Ещё можно предположить, что мстят недовольные арендаторы различных площадей, принадлежащих владельцу «Северной звезды», или же это простое русское желание выбить страховку в трудную минуту, применив самострел. Впрочем, последние две версии опровергает сам Анатолий Обермейстер — председатель местной общественной организации «Национально-культурная автономия евреев Архангельска», с которым редакция ИА «Эхо СЕВЕРА» связалась, чтобы выяснить подробности (судя по голосу, собеседник подавлен, но ситуацию оценивает здраво, прикидывает, как отбить ущерб — то есть, самого Обермейстера сломить не получилось):
— Как вы считаете, какая сволочь подожгла-таки синагогу этим утром?
— Не знаю, какая, но у неё явно был план. На камерах видно, как неизвестный бросает через забор 4 шины, переползает сам, после складывает покрышки у центральной двери и обливает их горючим.
— Как выглядел поджигатель?
— Молодой человек, в маске, в перчатках, короткой куртке. На камерах видно фигуру, но лица не рассмотреть. Спортивного телосложения такой.
— Он что-то кричал или требовал?
— Нет, вёл себя размеренно, ничего не боялся, знал, что попадет на камеры.
— А что с охраной? Почему его не заметили раньше?
— Нас охраняет ЧОП «ТОПАЗ», но без физической охраны. Охраны непосредственно в синагоге у нас нет. Сработал датчик, приехала пожарная машина, его уже не было.
— Перед поджогом вам кто-то угрожал?
— Нет, абсолютно. Никто не звонил, не предупреждал.
— Но это ведь нонсенс. Это чуть ли не первый случай нападения на Синагогу.
— Третий, насколько я помню. Раньше стреляли, ещё бутылки с горючим бросали. Сейчас вот покрышки подожгли.
— А мог ли кто-то из-за коммерческих претензий передать вам такой своеобразный привет?
— Я не думаю, что у меня с кем-то такой серьёзный конфликт. Например, арендаторы попросили приостановить взимание платы в связи с пандемией, я был не против.
— Вы, как один из главных евреев, слышали об угрозах другим представителям сообщества в последнее время?
— Сейчас у нас идет Песах, синагога закрыта из-за борьбы с вирусом. В субботу я вообще один молился. Все сидят по домам, все боятся эпидемии, поэтому я ни с кем особенно не общался.
— Какова сумма ущерба?
— Трудно сейчас сказать. Повреждена вся входная группа, опоры которой идут от пола до потолка. Нужно смотреть, повело их или нет, посчитать разбитые стекла. Сейчас там всё задымлено, завтра специалисты осмотрят. Я думаю, в лучшем случае, миллиона полтора. Если пострадали опоры, то придётся менять весь фасад.
— Строение застраховано?
— Нет, не застраховано.
Примечательно, что именно в эти дни отмечается еврейская пасха — Песах. И поджог синагоги пришёлся именно на этот период. В виду условий самоизоляции в условиях коронавируса в синагоге в одиночестве молился Обермейстер. То есть, людей там не было.
И тем не менее, такое действие во время Песаха — знаково. Неспроста…
Ещё есть мнение, что это кто-то очень дерзкий бросил вызов новым региональным властям: дескать, не смейте ничего менять, мол, город у нас небезопасный.