С первых дней пандемии в России система здравоохранения стала ощущать существенное перенапряжение. Немедленно вскрылись все нарывы, скрываемые годами. Оптимизация медицины, проводимая годами, привела к дестабилизации всей структуры в самый ответственный момент.
Россию настигла общемировая тенденция: нехватка оборудования, помещений, персонала и, самое главное, защиты для этого персонала. Технику и площади под койки еще можно найти, но терять медиков сегодня недопустимо.
В «мирное» время медучреждениям попросту не были нужны средства индивидуальной защиты в таких объемах. Соответственно, в первое время взять их было неоткуда, особенно в провинции.
Чтобы спасти медиков, маски, перчатки, очки, костюмы и прочее искали всеми правдами и неправдами, лишь бы достать. К дикому спросу со стороны здравоохранения прибавились нужды гражданского населения, всевозможных компаний и госучреждений. В общем, маски нужны были каждому.
В самом начале масочного кризиса, бизнес не успел подсуетиться. Не успели толком поднять цены, а если и успели, то получили по шапке. Не все догадались припрятать часть стратегического ресурса, а те, кто догадался и был пойман — также прилюдно понесли наказание.
Со временем народная истерия немного устаканилась. Все, кто хотел и успел закупились про запас и острая потребность гражданского сектора снизилась. Но спрос на маски от медиков, административных органов и прочих госструктур только рос: увеличивается число больных, растет количество врачей, работающих с зараженными, а средств защиты больше не становится.
Все, начиная от президента, заканчивая главами сельских поселений, поручали подчиненным обеспечить медперсонал хотя бы масками и определенный результат это возымело. Но по сей день большинство больниц балансирует на грани.
К примеру, напомним, что Архангельская областная больница буквально скребет по сусекам, доставая то там, то тут по 1-2 тысячи масок. Тысячи хватает на один день работы одного отделения медучреждения, а после все начинается сначала.
Рынок же пробуксовывал где-то с полмесяца. Напомним, что еще 10-го апреля в Архангельске можно было по пальцам пересчитать аптеки, где продавали что-то похожее на маски. Однако, в это же время, у различных частных компаний стали появляться сотни тысяч различных масок, причем, если верить документам, российского производства.
Классический пример в Архангельске — аптека «Фармации», где всегда были маски, даже в суровые первые дни апреля. А рядом магазин сотового оператора. Там тоже в продаже были маски — те же, что в «Фармации» по цене в 10 раз выше и без упаковки. В СССР это называлось спекуляцией и светил срок: ПЖ или вообще — «вышка».
В 90-е это перестало называться спекуляцией и было обложено данью бандитами. Теперь — полная безнаказанность и называется предприимчивостью. Но по сути как была спекуляция, так и осталась. Барыга, он и в Африке барыга и при пандемии и без неё. А настоящий барыга — он как задница, то есть вообще не имеет эмоций, в том числе и совести. Ему война — как мать родная.
Примечательно, что некоторые из новообразовавшихся поставщиков, еще за несколько недель до не имели никакого отношения не то, что к изготовлению масок, но и к медицине вообще.
Рассмотрим данный тезис на двух примерах.
Первый — ООО «ПКФ СПЕЦДЕТАЛЬ». Уже по названию можно догадаться, что компания занималась изготовлением запчастей для различной техники. Пространство для маневра оставлял пункт: «Деятельность агентов, специализирующихся на оптовой торговле прочими товарами, не включенными в другие группировки». Похоже, его и пустили в ход, когда руководство почувствовало запах сверхприбыли.
За руководителем фирмы — Николаем Поликарповым других юрлиц не значится. То есть, можно считать, что данная организация в «масочном бизнесе» проездом.
До 13-го апреля компания не была замечена в участии в госзакупках, но, внезапно, смогла материализовать 632 ТЫСЯЧИ трехслойных масок аж на 15,8 миллиона для АОКБ. Стоит заметить, что «ПКФ СПЕЦДЕТАЛЬ» зарегистрирована в подмосковном Раменском, а контракт заключила с архангельской больницей.
То есть, АОКБ действительно закупала маски, где придется. Или где дают
Сразу возникает ворох вопросов:
Откуда у компании, торгующей техникой и запчастями, взялось столько масок в разгар кризиса? Причем все маски отечественного производства.
Кризис был по всей стране, а в Москве и Московской области он ощущался наиболее остро. Неужели предприимчивый бизнесмен специально прятал столько масок, выжидая самого жирного предложения от самых нуждающихся?
И главное: почему «ПКФ СПЕЦДЕТАЛЬ» не по оптовой, а по розничной стоимости продает госучреждению натурально стратегический ресурс, от которого зависят жизни простых людей?
Серьезно, сейчас такая маска в розничной аптеке стоит 25 рублей за штуку.
13-го апреля АОКБ покупает трехслойные маски (самые простые куски марли в 3 слоя) за 25 рублей — штука.
Оставим моральную сторону вопроса. С точки зрения цифр, и без того скромный бюджет медучреждения в любой момент мог не выделить средств на другие, но не менее важные направления. Все-таки люди болеют не только COVID-19.
В качестве ложки меда в репутацию поставщика: остальные предложения были существенно дороже. Два других конкурсанта предлагали 35 и 47 рублей за штуку. Как бы глубоко не пали нравы, всегда стоит ждать стука со дна.
Второй пример издалека выглядит чуть благоприятней. ООО «ХимБаза» всю жизнь занималась оптовой торговлей всевозможной химией, продуктами питания, фармацевтической продукцией и изделиями, применяемыми в медицинских целях.
Иными словами, предприятие со штатом в 9 человек, можно назвать классическим перекупщиком, но с явным уклоном в медицину последние пару лет.
В госзакупках участвует регулярно и много. В основном, специализировалась на мелких контрактах до 100 тысяч. Зарегистрирована в Архангельске и сотрудничает почти только с местными.
До марта 2020-го «ХимБаза» занималась поставками различных расходников для медицинской деятельности. Контейнеры, пакеты, специальные простыни, кремы для УЗИ и прочее. То есть, связи были налажены давно и позволяли достать широкий спектр товаров. Предметы контрактов почти не повторяются.
По контрактам этой компании можно отследить всю хронологию развития пандемии в области. В конце марта «ХимБаза» делает несколько небольших поставок приборов, измеряющих уровень кислорода в крови в Северодвинскую ГКБ № 2 и Архангельскую ГКП № 1.
И 4-го апреля «выстреливает». Сначала исправительная колония № 4 заказывает 450 полных защитных костюмов за 445 тысяч рублей.
В этой закупке интересны респираторы 2-го класса защиты, которые «ХимБаза» продала колонии за 670 рублей. А вот частное лицо 9-го апреля покупает такие же в интернете за 599 рублей. Причем, на сайте указано, что при оптовом заказе предусмотрены скидки.
Через три дня — 7-го апреля, АОКБ заказывает 1000 таких же респираторов 2-го класса. А вот в областную больницу «ХимБаза» продает тот же товар, но на 20 рублей дороже — 690 рублей за штуку. То есть, на 91 рублей дороже розничной цены. Приоритеты у «ХимБазы», конечно, странные.
Нового контракта пришлось ждать еще 3 дня, перебиваясь поставками антисептиков в Северо-Западный поисковый отряд МЧС. В этом случае, цена за 5-литровую канистру диасептика-30 обошлась спасателям в 3287 рублей за штуку, а в розницу ее можно купить за 4500.
И вот 10-го апреля новый крупный заказ от администрации Виноградовского района на 299 тысяч. И вот тут можно предположить, что «ХимБаза» решила приподнять цены по каждому пункту.
Перчатки для виноградовской администрации стоят на рубль дороже, чем для колонии № 4. Колония — 12р. за пару, администрация — 13р.
Тот же самый диасептик-30 уже стоит 350 рублей за 100 миллилитров. Сегодня в интернете такой флакон можно заказать поштучно за 360р. вместе с доставкой до квартиры. А администрации Виноградовского района потребовалось их 130 штук. Никаких скидок за крупную поставку.
А вот трехслойные маски вышли с неплохой наценкой. Напомним, что «ПКФ СПЕЦДЕТАЛЬ» продавало Архангельской областной больнице такие же за 25р за маску. «ХимБаза» же отправила В Виноградовский район 1000 трехслойных масок, каждая из которых стоила администрации 60р. Это при розничной цене в 30р.
13-е апреля. 912 тысяч за респираторы 3-го уровня в количестве тысячи штук снова от АОКБ. Видимо, у поставщика что-то йокнуло и этот товар обошелся областной больнице в половину от розничной стоимости. 912р за штуку против 2000р в интернет-магазинах на ту же дату.
На следующий день еще контракт от АОКБ стоимостью более миллиона на поставку полных комплектов защиты. И 14-го апреля все позиции оказались ниже розницы и даже дешевле, чем у ИК№ 4.
16-го апреля одноразовые маски снова уходят по «двойной» стоимости в отряд противопожарной службы № 20.
30-го апреля Респираторы второго класса проданы Архенгельскому центру ЛФК за 690р-штука, а 2 недели назад наш читатель купил точно такие же за 599 рублей с доставкой до квартиры.
6-го мая одноразовые маски не упали в цене и отправились в Карпогорскую ЦРБ за те же 60р за штуку. Респираторы 3-го уровня вышли дороже тех, что получила АОКБ на 200 рублей, что, впрочем, все еще на 900 рублей дешевле розничной цены. Отметим, что контракт с Карпогорской больницей один из самых крупных — 1,5 миллиона, но цены сбивать не стали.
13-го мая сотня респираторов второго класса отправились в администрацию Вилегодского района по той же цене — 690 рублей.
В этот же день УФНС заказала 25 тысяч одноразовых масок за 700 тысяч рублей. И то ли старые закончились, то ли для налоговой были разработаны специальные условия, но эти маски проданы по цене 27р за штуку. Страна-производитель с Российской Федерации сменилась на Китай. Достоверно неизвестно, лучше ли отечественные одноразовые маски китайских в 2 раза, но разница в цене налицо.
К 18-му мая те же самые маски из Китая подорожали на 3 рубля и были проданы в Новодвинскую ЦГБ по 30 рублей за единицу.
И вот уже два дня «ХимБаза» не заключает контрактов на поставку масок.
Ценообразование вряд ли можно объяснить резкими колебаниями рынка из-за постоянного изменения количества товара. Скорее, исходя из анализа цен, за короткий период, мы видим плавный рост стоимости масок и респираторов до определенного предела, который находится у нижней границы предложений от конкурентов.
Вряд ли «ХимБаза» закупала относительно-небольшие партии масок, каждый раз зывашвшая цену при продаже. Скорее всего, эта компания, так же, как и «СПЕЦДЕТАЛЬ», в свое время купила контрольный пакет масок, но не продала их все разом, а понемногу распродавала различным заказчикам, следя за изменением цен на всем рынке.
Конечно, тяжело призывать любых бизнесменов среднего пошиба к меценатству, понятно желание заработать, но это желание ставит сразу несколько больниц области в тяжелое положение.
Например, не самая богатая Карпогорская ЦРБ могла бы сэкономить существенные для районной больницы 100-115 тысяч, покупая маски по 30-35 рублей, а перекупщик все равно остался бы в плюсе (За сколько «ХимБаза» покупает маски известно только ей).