Завтра в Архангельске−8°CСеверодвинске−8°CОнеге−8°CВельске−8°CМирном−9°CШенкурске−9°CЯренске−12°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,воскресенье, 04.02.2024 19:16

Канны и вельские мамонты

01.09.2021 09:00
Рубрика «Юная богема города ангелов» продолжается рассказом о школьнике из Архангельска, взявшем приз в Каннах. Он снял новый фильм — об этом и поговорим.

Мир кино не балует отечественного зрителя хорошими новинками. Дело понятное: с «важнейшим из искусств» у нас туговато. Литература — балует, театр — балует, а вот кино — ни-ни. Впрочем, так можно сказать только о тех фильмах или сериалах, которые финансируются государством и крутятся по ТВ.

А вот авторское кино очень даже расцветает. Обнаружилась даже некоторая мода на артхаус, на спонтанные авторские решения. Исторически вышло так, что снять своё кино в современном мире не представляет трудностей для режиссёра: тут вам и влияние «новых волн», и расцвета натурализма, и доступности необходимых технологий и аппаратуры.

Один только Тарантино, этот сумасшедший киногик, внёс невероятную лепту в этот процесс — скольких начинающих он вдохновил своим жизненным примером.

Юная богема города ангелов, как мы выяснили в первом выпуске новой постоянной рубрики, богата кинематографическими талантами. Гостем второго выпуска стал шестнадцатилетний Дмитрий Чесноков — «человек с киноаппаратом» из гимназии № 3.

Юноша снял свой первый фильм несколько лет назад. Тогда он экранизировал повесть Юрий Коваля «Приключения Васи Куролесова»; школьник самостоятельно создал 45-минутный анимационный фильм.

Не расставаясь с камерой, молодой режиссёр лелеял мечту делать настоящее искусство и тянулся к признанию. В 2018 году Дмитрий снял двухсерийное произведение — фильм «Девочка и мамонтёнок». Он отправил свои работы на молодёжный Каннский фестиваль (проходящий там же, на юге Франции, под названием «LIMON») и получил за первую часть киноистории бронзовый приз, а за вторую, чуть позднее, — первый приз главного международного киноконкурса. Пусть и для молодёжи.

Свои фильмы Дмитрий снимает с членами семьи в Вельске, во время летних каникул. Про историю с сиквелом, отмеченную в Каннах, режиссёр рассказывал в интервью корреспонденту ИА «Эхо СЕВЕРА».

— Дмитрий, расскажи, кто твой любимый режиссёр?

— Любимый режиссёр — Тарантино. Хотя не думаю, что он как-то повлиял на мои фильмы, всё-таки жанры очень разные.

— А что для тебя кино?

— Тарантино как-то сказал, что кино — красивая маленькая история, и я с ним согласен. Фильм может не нести глубокого смысла, но должен быть красивым. И когда видишь, что он таким и получается, тогда и вдохновение приходит.

— Чем вдохновляешься?

— Сначала не знаешь, что делаешь, но в процессе находится образ — сцена или предмет, и ты понимаешь, что получается что-то интересное. Хочешь сделать эту историю.

В первых фильмах (про мамонтов, которые в Каннах победили) таким образом была фигурка белого мамонтёнка. Но не простая. На юге нашей области, в Вельске, примерно 13 000 лет назад была стоянка первобытного человека.

Её нашёл мой дед, и среди тысяч находок есть каменные фигуры-идолы: человеческие лица, головы птиц, медведей и статуэтка мамонта из белого мрамора. Она-то и «поучаствовала» в фильме. В первой ленте шаман дарит главной героине эту фигурку со словами «Мы поклоняемся белому мамонту».

***

Сюжет «Каннской» дилогии таков: современная девочка любит рисовать первобытных животных. Однажды, заснув, она попадает в древний мир, в племя вождя Велеса, по чьему указанию принимает участие в охоте, но вскоре понимает, что заблудилась. А затем, блуждая, она случайно сталкивается с белым мамонтёнком, провалившимся в яму.

Девочка спасает его, и мамонтёнок остаётся жить в первобытном племени вождя Велеса. Да, сюжет незатейлив, однако кино, как и, в принципе, всё искусство, не сюжетов ради существует. Ведь главное в искусстве — не ЧТО, а КАК.

И вот это «КАК» в работах молодого режиссёра — на высоте. Настоящее художественное произведение удалось снять на тот момент ещё 14-летнему школьнику. Юный режиссёр строго следит за качеством цветопередачи кадра, за звуковым сопровождением и монтажными склейками. Отчасти его манера съёмки напоминает расплывчатые, туманные и солнечные кадры Сокурова, однако трагизмом и меланхолией в работах Дмитрия Чеснокова и не пахнет.

Веет, скорее, нерасторопным счастьем, детством, атмосферой чего-то первобытно тёплого и большого. А вот монтаж и некоторые кадры «в движении» могут напомнить искушённому зрителю о таком недетском режиссёре, как Гаспар Ноэ. Временами темп повествования в фильме Дмитрия Чеснокова становится напряжённым, ритмически нарастающим, усиливаются аудиальные эффекты, создаётся движение.

Камера может совершить кульбит среди волн, запутаться в ветвях дерева, опоясать дымчато-белого мамонтёнка, роль которого доверена огромной меховой игрушке. Цветовая гамма в такие моменты тоже приобретает резкие, неестественные тона. Впрочем, не только в напряжённых моментах: через искажение цветов автор создаёт атмосферу магической древности, завораживающей и ирреальной.

На протяжении всего фильма в кадре борются «поэзия» с «прозой». То мир вокруг становится голубо-зелёным и всё вокруг расплывается и пляшет, то герои просто буднично куда-то шагают, разговаривают, называют друг друга по именам. Интереснее, конечно, метафизические прорывы «поэзии». И визуально, и тем, что до них дошёл 14-летний подросток: увидел, смог запечатлеть и передал в процессе окраски кадра и монтажа. Многообещающее будущее у парня.

Мотив прорыва за грань времени характерен для юного режиссёра. Его новая работа, находящаяся на стадии монтажа, вновь заставит зрителя пережить опыт погружения в другое измерение: на сей раз это будет Европа эпохи Возрождения.

— Сюжет, — признаётся автор, — очень прост. Деревенский художник встречает девочку и пишет с неё «Джоконду». Но действие происходит в двух временах: в современном мире и — параллельно — в Италии эпохи Ренессанса, где творит свою Джоконду Леонардо да Винчи.

История, видимо, будет о вечном цикле понимания прекрасного в человеческом представлении. Оно и славно. Впрочем, неважно, о чём будет история. Важно то, что она наверняка будет красивой, подлинно художественной.

Из любопытного: вдобавок ко всему Дмитрий Чесноков снял артхаусный сюрреалистический фильм про… Древарха.

Посмотреть высокое кино можно на личном YouTube-канале режиссёра:

Алексей Черников

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле