Об этом «важном» событии можно было узнать постфактум из рядового релиза на сайте правительства Архангельской области. Отчётная новость ушла вниз ленты пары СМИ и более никто не вспоминал о, на минуточку, международном, объединяющем, скрепном фестивале.
В своём релизе правительственные чиновники отмечают: «В этом году Поморье стало столицей национального документального кино, объединив на своих площадках десятки режиссеров и сценаристов из разных городов России и зарубежья».
Ну, не десятки, а конкретно 40 человек (на конкурс поступило 40 заявок), и не Поморье, а Дом молодёжи. Кстати, вот так выглядело это мероприятие:
Да, сейчас на дворе пандемия, но в обычное время зрителей могло быть в два, а то и в три раза больше. Определённо, это успех. Количество просмотров в социальных сетях не даст в этом усомнится: всё-таки 700 человек — уже аудитория.
Судя по сайту президентских грантов, эта история стоила порядка 3 миллионов, ещё пару в этом году подкинуло правительство Вологодской области. Вложения, безусловно, достойные, особенно ради подарка «всем поморам» ко Дню народного единства. Это отчётливо подчеркивается и в названии — «Свидание с Россией. Территория народного единства».
Как сообщают официальные источники, сие действо появилось на свет благодаря некоммерческому партнёрству содействия развитию кино и туризма «КиТ». Судя по данным базы «Контур.Фокус», можно предположить, что данная организация существует ради освоения грантов, поскольку график поступления финансов представляет собой зубья пилы. Получается, что деньги поступают, тратятся, а юрлицо «простаивает» в ожидании новых вливаний.
Кстати, сайт «КиТ» полумёртв, причём давно, но это нестрашно. Ведь наверняка многие компании, обслуживающие международные кинофестивали, именно так и преподносят себя обществу. Да и директор департамента по внутренней политике и местному самоуправлению администрации губернатора и правительства Архангельской области Андрей Рыженков врать не будет, — далее цитата:
«На сегодняшний день „Свидание с Россией. Территория народного единства“ — крупнейший международный кинофестиваль, посвящённый темам уникального многообразия народов, природы, культуры и многовековых традиций более 190 национальностей, для которых общим домом стала Россия».
Конец цитаты.
Ни разу не сомневаясь в масштабах «Свидания с Россией», переходим к сути.
От Архангельска в состав жюри вошли режиссёр Аким Салбиев и кинодокументалист Ильяс Богатырёв.
Салбиев засветился в паре эпизодов сериала «Папины дочки», отличился большой любовью к Майклу Джексону, выразившуюся в фильмах «Блэк энд уайт, или Грустный король поп-музыки» и «Майкл Джексон в Москве». Видимо, место в списке национальных документалистов он заслужил фильмом «Август. Цхинвал».
Без иронии, это единственная его работа, достойная хоть какого-либо внимания: в документалке показана история мальчика, чей дом попал под артобстрел со стороны грузинских военных. Кино правильно давит на жалость и изобилует свежими кадрами разрушенного города, пусть и снятыми на плохой объектив.
После 2009 года Салбиев в режиссёрстве не замечен.
Ко второму члену жюри никаких вопросов. Человек с интересной биографией, занимающийся своим делом.
Такое ощущение, что сайт фестиваля также написан под грантом. Вряд ли пятиклассники на уроке информатики сделали бы лучше, но вот у девятиклассников на это были все шансы. Много усилий к его администрированию тоже прилагать не стоит, фестиваль-то всё-таки международный. Раздел «Новости» обновляется раз в полгода, но самое главное — имена победителей — там есть.
Конкурсная номинация «Наша общая история».
Лучшая операторская работа — фильм «Гагаузы. Путешествие к себе», режиссёр Наталья Саврас.
Видишь общую историю Поморья и Гагаузов? А она есть. В принципе, гагаузы — народ интересный, в приднестровском конфликте неплохо проявивший себя, но данная документалка похожа на экранизацию статьи из Википедии.
Лучшая режиссёрская работа — фильм «Остров Буромского», режиссёр Ольга Стефанова.
Наша общая история с кем? Остров-то необитаемый близ Антарктиды. Данная работа не столько документалка, сколько новостной сюжет с кадрами хроники о погибшей экспедиции советских исследователей. В наше время новая экспедиция отправилась на остров, чтобы найти тела, предать их земле по православному обычаю.
К сожалению, весь режиссёрский талант Стефановой сводится к съёмке пингвинов, пролётам на гирокоптере и интервью с участниками современной экспедиции.
Гран-при Фестиваля — фильм «Достоевский межконтинентальный», режиссёр Иван Захаренко.
Кого с кем должен объединять Достоевский? Или в который раз титульная нация России лезет к остальным со своей культурой? Аккуратней, так и до обвинений в имперскости недалеко.
Лучший сценарий — фильм «Человек неунывающий», режиссёр Андрей Кончаловский.
Тут согласны. Это правда лучшее, что было на фестивале. И потом, у Кончаловского наград не так уж и много — пусть будет ещё одна от фестиваля, где чествуют молодые таланты.
Конкурсная номинация «Когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся…». Два фильма про РУССКУЮ деревню. Какие народы и что они позабыли в сельской пасторали, не поясняется.
Ещё одна номинация в очередной раз посвящена Второй мировой и советскому вкладу в Победу. Как будто кто-то этим ещё не наелся.
К слову, о Победе. Фестиваль открывал «Красный призрак». Это именно тот фильм, после которого наш культурный смотритель окончательно порвался и отказался от дальнейшего просмотра современного российского кино о войне.
В очередной раз повторяемся: раз уж всё показанное — не более чем отчётность ради отчётности, то к чему все эти громкие слова о «настоящей экскурсии по России», об «объединении» кого-то с кем-то? Неужели в загашниках чиновников просто завалялись шаблонные фразы к праздникам, которые некуда было девать?
Раз уж эти фильмы все равно не посмотрело 99,9% жителей области, то можно было бы выкатить хотя бы по рецензии на каждый из них, а лучше выкупить большую часть и выложить в открытый доступ.
Сейчас, когда «Сполохи» откатились на неопределённый срок, а «Arctic Open» только-только показал нос из-под плинтуса, такие громкие анонсы пустых фестивалей не делают репутацию нашей культуры. Либо поскромнее, либо для всех и каждого в режиме онлайн.