Ж*па мира. Так кличет столицу Поморья большинство самих северян, и чем больше ты познаёшь Россию-матушку, тем больше в этом убеждаешься. В принципе, на этом можно было бы и заканчивать, но вроде как нужно аргументировать вышесказанное. Сделаем это на примере с административным центром соседней Вологодской области, которую автор статьи посетил в середине июля.
Начнём с того, что сразу же бросается в глаза — адекватная застройка. Здесь вы не увидите нелепых огромных монстров, соседствующих с деревянными домами. Есть, конечно, новенькие кварталы, но рядом с ними не гниют бараки, коих в Архангельске до сих пор сохранилось великое множество.
Вообще, центральная часть Вологды выглядит так, как у нас Чумбаровка. По большей части ухоженные и отреставрированные деревянные дома, в которых живут и работают, смеются и плачут, размножаются и умирают.
Как отмечает портал cultinfo.ru, в Вологде можно встретить все основные типы деревянных особняков XIX — начала XX века: дворянские, купеческие и мещанские. Среди архитектурных стилей преобладают классицизм, ампир и модерн.
Что происходит в Архангельске знает любой гражданин, который здесь проживает или бывал в гостях. Тут не до стилей. Люди задирают голову вверх не для того, чтобы любоваться архитектурными изысками, а чтобы не упал сверху кусок доски или кирпича. На дома-памятники шлёпается золотистая табличка, которая гласит, что это объект архитектурного наследия и на этом всё. Здание ветшает и в какой-то момент там начинаются пожары, которые подводят жизненный пусть строения к логическому завершению. Яркий пример с домом купца Брагина.
В Вологде, конечно, тоже есть старые здания, но они не выглядят так, что в них страшно заходить, не то, что жить. Да, они уже много повидали на своём веку, но забота сумела продлить им век.
Самый интересное здесь скрывается в следующих моментах. Во-первых, бюджеты Вологодской области и Архангельской примерно одинаковы: на этот год доходы в 106,6 млрд рублей и 119,4 млрд рублей соответственно (если говорить про сами города, то у нас на 3 млрд поменьше).
Во-вторых, в большинстве случаев на сохранение памятников архитектуры не требуется ни копейки государственных денег. Здание сдаётся в аренду бизнесу за символическую сумму, например, в 1 рубль, а тот уже занимается приведением его в порядок. Тут необходима хоть какая-то работа власти по поиску интересантов, но, как мы видим, особо этим никто не парится. Есть опыт с домом Киселёва, но пока он не представляется особо удачным.
А ведь у нас есть целая инспекция по охране объектов культурного наследия Поморья, которую много лет возглавляла госпожа Ивченко, но толку от неё (от кого или чего выбирайте сами — не прогадаете) с гулькин нос.
Чистые и аккуратные в Вологде не только дома, но и сами улицы. Серьёзно, за всю прогулку не встретилось ни одной переполненной урны, на улицах не валяются бутылки, бумажки и собачьи какашки.
Кстати, как и во всех нормальных городах России и мира, в парках тут разрешено гулять с четвероногими друзьями, а вот взрывать хлопушки и фейерверки запрещено. Это мы, естественно, не про Архангельск. Тут всё как-то наоборот. В ж*пе мира всё через неё и происходит. Логично.
К слову, про братьев наших меньших. В Архангельске не делают МРТ животным. При этом ветклиник в столице Поморья и Вологде примерно одинаковое количество. Хоть МРТ-аппарат и стоит в районе 70-80 млн рублей, очевидно, что затраты на него в городе, где тех же собачников пруд пруди, отобьются достаточно быстро (учитывая, что для животных стоимость услуги раз так в 5 дороже, чем для людей). Да и вопрос цены никого в случаях необходимости исследования уже не волнует — 99% хозяев готовы на всё ради своих прихворавших питомцев и согласятся переплатить, чем пилить 7-11 часов на автомобиле/поезде.
В Вологде вы практически не встретите рекламы наркотиков. В столице Поморья же её можно обнаружить на каждом втором доме и не в единственном числе. Ситуацию не спасает даже депутат Сергей Пономарёв, который, кажется, понял, что в занюханном и прокуренном Архангельске это бесполезное дело.
Радует, что в последние годы на домах нашего города стали появляться граффити и муралы — о необходимости этого мы говорили давно, но доходить до чиновников видимо стало только сейчас. Так и серые здания выглядят не такими удручающими и не всякий гопник решится покуситься на красоту.
А вот застарелая реклама на автобусных остановках — то, что объединяет два города. Хотя всё равно Архангельск тут проигрывает и обилием оборванных плакатов, и страшными остановочными комплексами.
Печально дела в Вологоде обстоят с тротуарами. Они реально старые, но отчасти в этом кроется плюс: по улицам практически не гоняют на самокатах. К тому же, есть выделенная полоса для двухколёсных агрегатов — мечту об этом когда-то лелеял предшественник нынешнего главы Архангельска Игорь Годзиш, но воплотить в жизнь такую простую инициативу так и не получилось.
Зато в Вологде слишком много самокатчиков в парках. Они гоняют по узким дорожкам и бесят пешеходов. Впрочем, никто не мешает вам запомнить особо надоедливого персонажа и плюнуть в него, когда он помчится на второй круг. В растянутом Архангельске такое не провернуть. Если только догнать.
Зелень. В Вологде её очень много и выглядит всё аккуратно, а не хаотично. У нас же горазды только рубить, а потом ещё и оставлять после этого пни. Взгляните на улицу Гайдара, отремонтированную в прошлом году по нацпроекту БКД. Множество деревьев уничтожили, а облагородить газоны так руки и не дошли. Выглядит всё ужасно, но ещё более ужасно, что никому до этого также нет дела. Хотя, казалось бы, отправить туда штук десять работников «Городского благоустройства» и за день они высадят там цветочки — ну ведь совсем другая картина будет!
Но и с высадкой у нас тоже всё плохо. Рябиновая аллея на Троицком, яблоневая на Воскресенской — всё подыхает из-за отсутствия должного ухода. Причём, когда возле своих домов люди сами высаживают деревца, не тратя ни копейки бюджетных денег, всё вырастает на ура. Потому что с душой делают, а не для галочки.
Конечно, Вологда тоже не рай земной, но всё познаётся в сравнении. Наверно, кому-то этот городок может показаться грязным и неухоженным, что ж, если так — велком в Архангельск.
Но хоть мы хоть и ругаем край поморский, особенно осенью и весной, когда он настолько грязный, что из дома выходить не хочется, всё равно его любим и всей душой верим, что однажды и здесь будет жить хорошо.