Компания-оператор наземных автобусных перевозок в Санкт-Петербурге «Пассажиравтотранс» (ПАТ) приостановила эксплуатацию 137 автобусов МАЗ-203-047.
Обслуживать пассажиров в Питере автобусы большого класса начали в 2022-м, и всего за год в СПб было зафиксировано 14 случаев самовозгорания автобусов этой модели.
Среди возможных причин этих возгораний называют конструктивный или производственный дефект. Пока проблема не будет выявлена и устранена, новые МАЗы на баланс ПАТ приниматься не будут.
В Архангельске транспортная реформа во главе с вышеназванными голубыми автобусами стартовала 1 февраля и сразу же снискала себе дурную славу. ТК «Рико», занимающаяся пассажироперевозками на МАЗах, является притчей во языцех практически у всех архангелогородцев, так или иначе использующих общественный транспорт для передвижения.
Голубые МАЗы еженедельно попадают в сводки городских происшествий: риковские автобусы врезаются в проезжающие в попутном и встречном направлении автомобили, друг в друга, в автобусные остановки, снося их ко всем чертям, в говновозки, в тракторы, мчатся по встречке по дороге с одним направлением движения, едут на красный, гоняют по тротуарам…
Их водители могут ни с того ни с сего объявить перерыв прямо посреди рабочего дня, посреди маршрута, наплевав на переполненный людьми салон. То, что риковские водятлы возят людей, явно считая их за брёвна, уже даже не вызывает никакого удивления.
Окатить водой из лужи пешеходов, идущих по тротуарам, специально разогнавшись перед этим — пожалуйста. Ускориться перед пешеходным переходом, поменяв полосу направления, и на полном ходу пронестись мимо ошарашенных северян — ради Бога.
Причём занимаются подобным и мужчины-водители, и женщины, и дядьки с огромными бородами, и со славянской внешностью. Абсолютно неважно, кто за рулём; важно то, что ¾ водителей то ли не знают ПДД, то ли просто тупорылые сами по себе.
При этом водители ТК «Рико» регулярно жалуются на серьёзные переработки: их смены длятся порой по 16 часов. Кроме того, рулевые голубых МАЗов зачастую играют роль кондуктора одновременно со своими прямыми обязанностями. Факт совмещения должностей водителя и кондуктора — давно уже не новость для тех, кто хоть раз катался на новых автобусах.
Но это совершенно не значит, что свои обязанности нужно выполнять так, что в автобусы просто страшно залезать, страшно идти по тротуару или пешеходке, боясь быть обрызганным с ног до головы или, что ещё ужаснее, сбитым.
Можно также добавить, что появление новых автобусов шло аккурат с заявлениями о повышенном комфорте, но, к сожалению, как говорил классик, наши ожидания — это исключительно наши проблемы.
Да, МАЗы, если водятлы не офигевают в край, едут достаточно мягко, не создавая тряску на каждой колдобине, но конкуренцию с другими перевозчиками и друг с другом никто не отменял, поэтому голубые басы мчатся по дорогам как ошалелые, в результате чего люди метаются по салону, как матросы по шхуне во время шторма. Ну, это если автобус не забит битком. Итог: ноль комфорта.
Да, сидения стали удобными, их стало больше, сидеть на них комфортно, пятая точка вполне себе удовлетворена. Правда, в жару или в зимнюю стужу, когда в автобусе яблоку негде упасть, пот всё равно стекает тонкой струйкой меж лопаток и стремится попасть пониже спины, но это дело нам, поморам, привычное.
Другое дело — когда на дворе весна, осень или зима, в салоне грязно и скользко, причём скользко так, что даже молодые северяне скользят по полу аки Евгений Плющенко на Евровидении 2008 года. Пенсионеры и маломобильные граждане так и вовсе не могут взобраться на те сидения, которые расположены на задней площадке автобуса — не получается чисто физически и из-за скользоты, и из-за состояния здоровья. Итог: ноль комфорта.
Все мы прекрасно знаем, что большинство архангельских остановок, мягко говоря, не оборудованы от слова совсем. Залезть и вылезти из автобуса непонятно куда, на большую высоту или, наоборот, с большой высоты — то ещё злодейство. Если вам не помогут кондукторы или сердобольные пассажиры, то пиши пропало. Маломобильные граждане и старушки со старичками не дадут соврать.
И это при том, что автобусы вроде как занижены, что не должно создавать подобного рода проблем, однако проблемы сии почему-то возникают с завидной регулярностью. Итог: ноль комфорта.
Во многих автобусах ТК «Рико» задняя и передняя площадки не имеют возможности выхода. В час-пик голубой друг архангелогородцев превращается в ту самую банку с кильками, из которой только один выход — посередине. Туда тяжело добраться даже вездесущему кондуктору. При выходе и заходе вам обязательно кто-то оттопчет ноги.
О поручнях лучше вообще не говорить. Боковые поручни в МАЗах напрочь отсутствуют. Верхние расположены столь высоко, что до них с трудом дотягивается человек ростом под 180 см. С них свисают пара петель, ненадёжных и выскальзывающих из рук. «Даже голову не продеть», ехидно посмеиваются в усы привыкшие ко всему поморы.
Вывод: ноль комфорта. Впрочем, ничего нового.
Что же до безопасности, то о ней мы говорили чуть выше. Если говорить о свежих примерах, то стоит упомянуть недавний инцидент, произошедший в одно из воскресений жаркого лета.
Несколько дней назад один из гостей города А. имел счастье попутешествовать на 104-м автобусе от железнодорожного вокзала до Малых Корел. В дивный летний вечер салон баса был заполнен едва ли на половину, и водитель оторвался по-максимуму.
Там, где нужно было сбавлять скорость, водятел её прибавлял, и его не смущали даже лежачие полицейские и ограничительные знаки с пешеходными переходами. Перед поворотами нужно снижать скорость — это правильно известно всем, но водитель автобуса ТК «Рико» плевать хотел на это, наоборот разгоняясь и вдавливая педаль газа в пол.
В ответ на замечания пассажиров из широкой удобной кабины, отделëнной от салона цельным стеклом, в уши возмущённым людям сначала врезался убогий шансон, а потом явно не награждённое высоким интеллектом лицо испещрило из себя предложение, процентов на 70 состоящее из нецензурной брани. Затем дверца захлопнулась, и автобус понёсся дальше. 1:0 в пользу знатоков.
Вывод: ноль безопасности.
В самом конечном итоге, подведя всё вышесказанное, можно сказать следующее. Новые автобусы — это, безусловно, очень и очень хорошо. То, что они горят в Санкт-Петербурге и вполне себе могут заполыхать у нас на Севере — это, конечно, плохо. Комфорта явно не стало больше, зато количество нареканий возросло в разы: это касается и ужасной работы водителей, и кондукторов, и, по всей видимости, составителей маршрутов, из-за которых пассажирам приходится порой по часу ждать своего автобуса.
Транспортная реформа нуждается в доработке и, как это сейчас модно говорит, в поправках. А иначе мы так и будем терпеть и с тоской вспоминать ПАЗики, мечтая о том, что хоть когда-нибудь в Архангельске с транспортом всё будет нормально. Может, через год, может, через 10 лет, а может, и в другой жизни.
К слову, ТК «Рико» ищет спецов по работе с… претензиями! Не хотите ли поработать?
По теме также читайте материалы «Передаём за проезд» и «Риконутые».