Поскольку на сайте продажи билетов мест в столыпинских вагонах не было (видимо, раскупили), наш респондент выбрал следующий по уровню доступности способ попасть в Санкт-Петербург — кресло в вагоне сидячем. Многие жители крупных городов могут удивиться, что до сих пор существуют междугородние поезда с такими местами, но, увы, это суровая реальность.
В основном, на креслах ездят те, кому надо добраться, например, от Череповца до Ленобласти или от Архангельска до Обозерской, но есть и исключения вроде нашего героя, отсидевшего весь путь от столицы Поморья до столицы культурной.
Отметим, если загуглить «сидячий вагон РЖД», то в первых строках поиска будут показаны картинки современных вагонов с креслами, не уступающими самолетным, причем в бизнес-классе. Однако на деле советское наследие на наших железных дорогах ездит гораздо чаще, чем кажется и уйдёт на металлолом ещё очень нескоро.
Фото: biletik.aero.
Гораздо более вероятно, что пассажира ожидает не самый удобный стул со спинкой без подголовника, сиденьем, превращающим пятую точку в идеальный куб, железным столиком 20 на 20 сантиметров и поручнями чуть мягче камня. И это при том, что посидеть 24 часа стоит всего на 300 рублей дешевле плацкарта, но впечатлений приносит в разы больше. Зато у таких вагонов есть один неоспоримый плюс — в них практически никогда не ездят маленькие плачущие дети.
***
22:45. Начало пути Архангельск — СПб:
Меня любезно и со всеми почестями усадили в поезд, на сидячее место в проходе, выбранное собственной рукою. Настроение пограничное. Из вещей — пачка чипсов, бутылочка «Соломбальского светлого», бутылка газировки, сухарики, шоколадка, недоеденный сырный лаваш с черри и сильная абстиненция. Что может пойти не так?
23:57. Связь возвращается.
Уже успел подремать, проехали Тундру и идем в Ломовое. Интернета уже нет, как и контента в дорогу. Что ж, едем в тишине…
1:25. Обозерская. Первая длинная стоянка на 30 минут.
Наконец покурил, испустил скопившиеся газы. Догнал сушняк и начал побаливать живот. Зачем я надел узкие джинсы?
4:55. Няндома. Стоим 10 минут. Связь на кончиках пальцев.
Красотка-соседка с соседнего кресла съехала. Перекатился к окну. Теперь можно и пивка бахнуть. Кресла стали казаться удобными — можно откинуться, как на кушетке у психоаналитика.
10:00. Пробуждение где-то под Вологдой.
Легчает, откушал запасов — жизнь стала лучше, хотя сейчас любое хрючево залетело бы на отлично, а то что-то давно в туалете не был.
13:03 Череп овец. Стоянка 15 минут.
Протрезвел! Ура! Всю ночь корежило и таращило, развлечение на все деньги. Парни из группы «Mastodon» в наушниках немного облегчили состояние.
Следующая остановка — Бабаево. Там поезд встанет аж на полтора часа, а онлайн-карты говорят, что прямо у вокзала есть магазин «Северный градус» — неплохо.
Отмечу, что люди в этом вагоне почти все едут в одиночестве. Приходят и уходят. Кресла у прохода почти всю дорогу свободны. В этом вагоне как-то очень тихо, без мелюзги и скандалов.
Череповецкий завод Северсталь — это нечто, размеры поражают. Встает вопрос: это предприятие в городе или город-предприятие?
15:20 — 16:50. Бабаево.
Уникальная ситуация — взял пару местных «разливух» в «Северном Градусе» для коллег, поснимал окрестности вокзала (увы, не успел зайти в «Трактир на Советской». Будет квест на следующий раз). Остальные ломанулись брать мороженое, плюс кто-то принес ОЧЕНЬ ЩЕДРУЮ шаверму формата XXXL. Полиции на вокзале не заметил, в парке только школьники на велосипедах да по лавкам. Тихое место, возможно, даже слишком…
18:00. Заборье.
Сюрпризы начались после того, как мой оператор заботливо поприветствовал меня и сообщил о прибытии в Ленобласть. Сопроводилось это тем, что у меня, во-первых, полностью исчез Интернет (я целеустремленно проигнорировал совет архангелогородцев запастись сериалами и книгами, полагаясь исключительно на «Яндекс музыку») и, во-вторых, вагон под завязку заполнился пассажирами. Кроме меня интересных личностей не было.
19:00. Пикалево, Тихвин, Волховстрой.
Самая тяжелая часть путешествия— временные промежутки между станциями сменяются с 30 минут до полутора часов, связь отсутствует, кондиционеры (здесь ЕСТЬ кондиционеры) перестают спасать, а я все больше становлюсь частью кресла, в котором сижу/лежу. В воздухе чувствуется едва уловимое напряжение, смеркается.
23:30. Петербург.
Последние 30 минут практически всегда пролетают незаметно, за окном давно стемнело, испарилась духота, в вагоне зажегся верхний свет и вот мы на Ладожском вокзале. Все как один спешно покидают вагон и направляются в метро. Я успеваю доехать до дома за 50 минут, попутно уничтожая остатки чипсов и газировок, зайдя в квартиру устраиваюсь поудобнее на диване, чтобы перевести дух и посетить долгожданный душ. Только закрыв глаза, тут же проваливаюсь в сон…
Итог.
У читателя могут возникнуть различные вопросы, полагаю, главный из которых, — зачем проводить такие эксперименты над собой?
Стоят ли таких ощущений экономия средств или экстренные обстоятельства? Как человек, знакомый не понаслышке с подобным форматом путешествий, могу с уверенностью сказать, что 16 часов — оптимальное время для такой поездки, при всех вводных (именно столько занимает путь по железной дороге из Архангельска до Москвы). Дорога в кресле длиной в сутки все-таки может сказываться на самочувствии.
Теперь о плюсах и минусах:
Относительно комфортный вагон, кондиционер и кресла (НАМНОГО удобнее, чем в некоторых самолетах).
Малое количество пассажиров. Из-за множества станций на пути следования люди сменяют друг друга, большую часть времени половина вагона пустует, многие едут одни и много места не занимают.
Есть остановки, где можно можно пополнить запасы в сетевых магазинах.
К минусам можно отнести разве что продолжительность самой поездки, все-таки вагон 2С больше относится к виду «электричка с удобствами» и подавляющее число пассажиров покупает билеты именно с таким расчетом.
Туалет, кстати, присутствует, как и титаник с кипятком, но ни тем ни другим воспользоваться не представилось возможности. Во-первых, здоровье дороже, а, во-вторых, вокзальные клозеты на станциях будут поприятнее.
Плацкарт выигрывает по всем параметрам, только билеты нужно покупать хоть немного заранее.
Чуть не забыл: девочки-проводницы из студотрядов САФУ — one love.
***
От лица редакции выступим с предложением к РЖД: либо сократить сидячие вагоны на дальних расстояниях, либо разрешить в них пить алкоголь, ибо, как можно понять из текста выше, на трезвую голову переносить такие поездки крайне непросто.
***
Обзор от ИА «Эхо СЕВЕРА» на вагоны из состава Архангельск — Котлас можно прочитать в материале «Поезд строгого режима».
Про новые пригородные электрички подробно написано в публикации «Народ всё еще против Орланов».