Завтра в Архангельске −8°CСеверодвинске −7°CОнеге −4°CВельске −1°CМирном −3°CШенкурске −2°CЯренске −4°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,четверг, 20.11.2025 18:06

Буксир на переправе не меняют

20.11.2025 13:04
Монструозные, а главное, тёплые корабли ледового класса «Онега» и Сольвычегодск» не вышли на рейсы в первый день ледостава. Жителей архангельских островов надули. Их продолжат возить старенькие буксиры, которым ещё с советских времён нипочём никакие льды.

Всю осень жители Хабарки, Кегострова, Бревенника и других заречных земель надеялись, что хоть в этом году им можно будет с комфортом добираться на континент. Никому не хочется полчаса до и после работы мерзнуть на речном ветре, стоя на открытой палубе, однако на данный момент именно такая судьба их и ждёт, ведь никто не заметил новых кораблей с усиленным лобовым бронированием в первый день становления льда на Двине. 

К тому, с каким пафосом жителям областной столицы обещали «Онегу» и «Сольвычегодск» мы ещё вернемся, а пока вспомним о том, что данные суда — далеко не первая попытка властей сделать жизнь островитян комфортней. Ещё в первой половине десятых администрацией Архангельска в Казани были заказаны пассажирские «ледоколы» за 577 миллионов тогдашних рублей. 

Два пассажирских судна с заводскими номерами 231, 232 были построены татарским судостроительным предприятием еще в 2014 году, после чего их доставили заказчику. Однако тогда сделка не была закрыта. По одной из версий, причиной послужила смена власти в городе: в конце 2015 года Виктор Павленко покинул пост мэра ради места в Совете Федерации, его кресло занял Игорь Годзиш, большую часть своей карьеры построивший на северодвинском судостроительном заводе «Севмаш».

У новой администрации уже не было денег, чтобы оплатить всю покупку целиком, корабли взяли в лизинг, а после выяснилось, что и к нашей природе они не приспособлены. Суда ледового класса свой класс не оправдали и не смогли преодолеть снежную шугу. От покупки отказались. 

Попытка № 2 случилась в 2021 году. Тогда Архангельская область заключила договор о сотрудничестве с «Судостроительной компанией «Ак Барс». Возможно, это сотрудничество и принесло плоды, но не в пассажирских перевозках Архангельска — новых кораблей так и не появилось. 

Надежда зажглась, когда 2022-м с пафосом, достойным плакатов времен индустриализации, было объявлено о начале строительства на «Красной кузнице» «первого за 30 лет пассажирского судна». Всего таких кораблей планировалось создать 4 штуки, 3 из них должны ходить по архангельским рекам, а последний — отправиться в Онегу и заменить тамошний буксир. 

Время шло, на завод постоянно наведывались первые лица города и области, возвращаясь с победными реляциями, вроде «Судно сможет идти по битому льду толщиной до 50 (!) сантиметров» или «Перевозка пассажиров на открытой палубе уйдет в прошлое». Показывали картинки с креслами, выглядящими не хуже, чем в туристическом автобусе. 

Фото «Звездочки»Фото «Звездочки»

Позже появились и кадры судна в полуготовом состоянии. Выглядело оно, как лучшее творение бога-машины и вполне подошло бы для участия в войне мрачного будущего. 

Фото пресс-службы областного правительства.Фото пресс-службы областного правительства.

Дата спуска на воду наметилась на лето 2025 года. К этому времени и «Сольвычегодск» и «Онега» выглядели готовыми, однако в начале апреля выяснилось, что в период весеннего ледохода новые корабли не будут возить людей. Последний раз белое судно заметили в мае текущего года. Оно совершало странные манёвры в районе Лявли.

Последняя официальная информация про «Сольвычегодск» и «Онегу» также была в апреле. Тогда госресурсы писали, что корабли готовятся к различным ходовым испытаниям. Про вторые обещанные два судна «Каргополь» и «Кенозерье» вообще почти ничего не известно. Пишут «продолжается строительство» и всё, хотя сдача была намечена на конец текущего года. 

Так что же с готовыми двумя пассажирскими судами? Ответ прост: их не будет. 

По информации ИА «Эхо СЕВЕРА», ни «Онега», ни «Сольвычегодск» не прошли ходовые испытания. То есть они не просто не могут плавать по льдам, они не плавают вовсе. 

Кроме того, часть информации выдал и человек, причастный к созданию этих чудо-машин. По его словам, конструировал их механик из САФУ без профильного образования и должной практики. Размеры на чертежах не соответствовали размерам в реальности, постоянно летели узлы и соединения, особенно в трансмиссии, и сразу было понятно, что ни к какому ледовому классу будущие корабли относиться не могут. 

Сейчас якобы все ломают голову, что делать с «Сольвычегодском» и «Онегой». У нас эксплуатироваться они точно не смогут, перепродавать кому-то едва плывущие посудины — тоже так себе затея. 

Отметим, что средства на строительство выделяются в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы», а финансирование осуществлялось в рамках программы лизинга морских и речных гражданских судов при непосредственном участии Минпромторга России. 

То есть деньги исключительно бюджетные, а значит их можно тратить тоннами без гарантии положительного результата. «Красная кузница» тоже едва ли что-то потеряет после провала пассажирских судов. Данное предприятие — подразделение «Звездочки», а «Звездочка» — промышленный гигант масштаба страны. Им миллиард-другой погоды явно не сделает. 

Пострадают, как обычно, только обычные жители, которым ещё Бог знает сколько придется примерзать к стылой открытой палубе, зато можно воображать себя героем-первооткрывателем новых северных рубежей. Может быть, хоть фантазии согреют душу островного архангелогородца. 

Испытать подобные чувства можно с сегодняшнего дня. Вот актуальное расписание:

Посмотреть на несбывшуюся мечту жителей островов можно на «Красной Кузнице». Оба корабля стоят в тамошних доках на воде, там пока и останутся. 

А ещё в Архангельской области есть министр транспорта Роднев. И он тоже остаётся, словно вмёрзший в Кузнечиху «Сольвычегодск». Интересно, сколько еще провалов в его зоне ответственности нужно, чтобы министерское кресло занял другой человек? 

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле