2022 год перекроил мир. Повсеместно творится нечто невообразимое, и только Архангельск, как призрачный город-туман, «город Зеро», невозмутимо продолжает существовать в своём прежнем ритме. Будто это место изначально было задумано таким образом, чтобы в нём можно было прятаться от неумолимой реальности.
Однако колебания иногда настигают и эту вневременную часть вселенной. Посреди адских кошмаров и мук, в которых рождается новый мир, Архангельск неожиданно для всех решил вырасти из чеховской провинции в полноценный культурный регион, имеющий значение даже для тех просвещённых людей, которые живут в столицах и других приятных местах.
Удивительным кажется тот факт, что среди всех благородных сфер деятельности человека в Архангельске в такой исторический момент «восстала из пепла» именно культура и искусство. Эти вещи не содержат никакой прагматической ценности, никак не облегчают «реальную» жизнь горожан, однако это именно то, что делает человека человеком. Культурный «бум», свалившийся на Архангельск, забавен своей неуместностью: это похоже на благородную игру в шахматы в горящем здании. Мир летит в тартарары — а у нас впервые за 10-20 лет появились какие-то эстетические достижения, реализовались смелые проекты энтузиастов, вспыхнули новые имена творческих деятелей…
Предлагаем читательскому вниманию годичный топ культурных событий по-архангельски. Спойлер: это будет литературоцентрично.
Первое место, пожалуй, стоит отдать фестивалю «Белый июнь». Мероприятие прошло летом — около недели в Архангельске гостила книжная ярмарка. Это важно отнюдь не потому, что кто-то где-то покупал книжки. Просто в город хлынула достойная интеллектуальная и эстетическая атмосфера. Архангелогородцы получили грандиозную площадку для знакомства друг с другом, для глубокого обмена энергией, энтузиазмом и информацией.
Гости со всех уголков страны, которые привезли с собой самые разные книги, сформировали особое пространство, в котором стало возможно почувствовать себя приличным человеком, а не ломовой лошадью в условиях нужды и серости. Культура — это всегда то, что избыточно, что сверх «необходимого». И культуре надо учиться. Фестиваль «Белый июнь» стал как раз такой возможностью. Время, место и формат его проведения привлекли внимание всех горожан без исключения, дав возможность познакомиться с чем-то свободным и умным даже самым заскучавшим и не интересующимся культурой горожанам.
В рамках «Белого июня» Архангельск посетили многие столичные деятели. Петровский парк сплошь был засеян шатрами, в которых проходили лекции и творческие встречи. Гвоздём программы стал «король поэтов», эссеист Дмитрий Воденников — московский мэтр, оказавший большое влияние на изящную словесность. Он выступил в Кирхе со своими лучшими стихами под органную музыку.
Второе по важности событие как бы вытекает из первого. Это ноябрьское открытие первого в Архангельске независимого книжного магазина «Все свои». Смысл независимого книжного магазина — тоже не в том, что там продаются книжки. Независимый книжный — это особое постоянное городское пространство, в котором возможно формирование мировоззрений, диалог между культурами, даже эмоциональная терапия. Задача такого магазина — помогать людям, быть уютным и невраждебным местом, точкой единения, где человек может раскрыться, увлечься чем-то интеллектуальным, неочевидным. Или хотя бы не потерять себя. Независимый книжный в рамках городской жизни — это островок духовной безопасности, место, гарантирующее человеку свободу. Чего уж таить греха, в Архангельске других таких мест просто не существует.
Третье место. Говоря о стараниях энтузиастов, о чём-то таком, что создаётся без официоза и стороннего наблюдения, нельзя не упомянуть о «чистом искусстве». Творческая жизнь города в 2022 году резко проявила себя именно в литературном пространстве. России становятся потихоньку известны сразу три имени архангельских поэтов — Алексея Черникова, Варвары Заборцевой и Ивана Клочкова. Черникова и Клочкова московская критика назвала одними из десяти лучших дебютантов в стране за последний год. Им обоим по 19 лет.
Юноши продолжают традиции эпохи модернизма, развивают в своём творчестве философские темы: Бог, одиночество, свобода, любовь, детство, война. А Варвара Заборцева тянется к «тихой лирике» — пишет доступные многим стихи о деревенской жизни, что позволяет девушке быстро находить почитателей. 2022 год стал для поэта Алексея Черникова первым серьёзным шагом в большую литературу — 18-летнего юношу в апреле пригласили на персональный вечер в Центральный Дом Литераторов в Москву.
Профессиональное признание Черникова на таком уровне поколебало веру в себя в местных авторитетах. Неплохой радиоведущий и креативный литератор Игорь Гуревич, известный в Архангельске благодаря всесторонней активной деятельности, позвал молодого поэта в свою передачу и записал с ним аж два интервью, в ходе которых деловито пытался продавливать Черникова своим авторитетом и возрастом. Поняв это, насмешливый юноша всласть наплёл поморскому мэтру всяческих небылиц, на которые Гуревич реагировал ярко и забавно. Получился остроумный радио-спектакль одного актёра-импровизатора, а вот архангельская литературная знаменитость — Игорь Давидович — увы, показала себя не в лучшей форме.
В дальнейшем эти передачи вызвали конфликт между молодым поэтом и оскорбившимися представителями региональной литературы. Пожилые авторы из Союза писателей были возмущены насмешливой дерзостью Черникова, а тот обвинил их в конъюнктурности, графомании и коллективном лицемерии, маскирующем страх бездарности и ненужности современному литературному процессу.
Конфликт продолжается, и за ним интересно следить: благодаря обличительному пафосу «русского Рембо» широкой публике впервые стало известно, что в Архангельске в принципе существуют какие-либо писатели. С каждой новой фазой спора между поэтом и литераторами открываются новые имена пишущих пенсионеров. Хоть этим и не исчерпывается влияние Алексея Черникова на литературный облик Родины, но и эта часть его биографии выглядит благородно — как пример альтруизма.
С произведениями даровитой молодёжи можно ознакомиться в Интернете, вбив в строку поиска имя автора и слово «стихи».
Четвёртым важным событием можно назвать кинофестиваль «ARCTIC OPEN». В этом году со своими фильмами к нам заглянули важные люди, например, дочь Андрея Кончаловского. В связи с этим хочется упомянуть ещё один проект энтузиастов — киноклуб «Субтитръ», существующий благодаря стараниям студентов САФУ.
Все желающие могут присоединиться к деятельности клуба. Два раза в месяц ребята организуют показы мировой классики с последующим обсуждением. Гостями проекта становятся яркие личности города (кстати, на обсуждение последнего фильма — «Зеркала» Тарковского — был приглашён упомянутый выше Алексей Черников). «Субтитръ» — не просто студенческое местечковое хобби для узкого круга, а полноценное культурное пространство, которое уверенно заявляет о себе через соцсети. Молодёжи Архангельска не хватает таких пространств по интересам. К сожалению, создать подобное можно лишь своими силами, потому что в правительстве никто не заинтересован в развитии настоящей молодёжной культурной политики.
Хорошей новостью можно считать ремонт в ДК Ломоносовском. Обновление морально устаревшей локации позволит тысячам горожан творчески самовыражаться с большим удовольствием.
Открылся и главный архангельский храм. Это точно главное событие духовной жизни для всех горожан, которые строили его буквально по кирпичику больше 10 лет.
А если коснуться музейной темы, то лучшей экспозицией года в Архангельске однозначно стоит признать выставку музея ИЗО «Абрамцево. В поисках русского стиля». Врубель, Васнецов, Нестеров, Репин и Левитан — это для нашего города просто замечательно. Подробнее о выставке можно прочесть в нашем материале — Луч солнца в тёмном царстве.
Самым интересным публичным человеком, посетившим Архангельск за 2022 год, редакция ИА «Эхо СЕВЕРА» считает Алексея Гагинского — философа, доцента кафедры богословия Московской духовной академии РПЦ. В начале декабря учёный муж провёл две лекции в СГМУ на тему «Красота и богословие», в ходе которых объяснил, почему православная этика неотделима от эстетики. Христианский Бог — это триединство красоты, истины и добра, и именно красота, гармония здесь определяющий фактор. Об этом зачастую забывают и пастыри, и паства, а это извращает христианскую традицию отношения к миру. Агрессивная аскеза и упражнения в «добре» без эстетического осмысления мира — это профанация христианской веры.
На этой ноте можно обобщить: в 2022 году Архангельск зажил как-то неожиданно — осмысленно и красиво. Впрочем, каждый пример значимых культурных инициатив — почти всегда заслуга энтузиастов и творческой элиты. Но даже «низовая самоорганизация» вместо здравой официальной культурной политики даёт городу то, что делает жизнь в нём жизнью. Наверное, это лучшие новости, которые мы можем преподнести архангелогородцам.