Редакция ИА «Эхо СЕВЕРА» с завидной регулярностью продолжает получать письма читателей о том, что на железной дороге Поморья творится самый настоящий ад и все козни египетские, включая баснословные цены, неудобства, хамство высокопоставленных сотрудников РЖДшной структуры и прочие напасти. Приводим текст одного из писем целиком, с минимумом корректировки пунктуации и орфографии.
Наливайте горячий чай, доставайте варёные яйца, колбаску, хлеб, зелень, маслице и яблочко и представьте, что вы сейчас поедете в поезде… Стоя.
***
«Порою возвращает меня память в тот страшный летний вечер, когда, решив отправиться на дачу, столкнулся я с воспоминаниями из прошлого…
10, 20, 30, 40 лет назад пригородный поезд, особо в пятницу, людьми был полон настолько, что ехать надо было стоя, в прокуренном насквозь тамбуре. Да и то если повезёт. Грибники и дачники ехали даже на крышах вагонов! И это при том, что вагоны были „общими“, а значит, вмещали они больше пассажиров, чем эти новые „Орланы“. Тьфу на них!
Прошли годы, а воз и ныне там. И поезд тоже. Рельсовый автобус, звиняйте. Тот, что до Онеги, хвалёный „Орлан“. Весь поезд был переполнен, и стояли люди в тамбуре, а народ всё подваливал и подваливал, и до отправления оставалось ещё минут 10… Кто-то, постояв на перроне, махал руками и уходил. Кто-то протискивался, как несчастная селёдка в банку. Визгливо брехали собаки…
Три вагона в пятницу вечером? Эт на пригородный поезд? Министр транспорта Роднев, это Вы придумали?
Поезд тронулся, и грохот двигателя заглушил всё вокруг. От духоты пот стекал тонкой струйкой по спине. Никто толком не мог пошевелиться. Мимо проносились Смольный Буян, платформа Лесозавод, Депо и Бакарица — здесь, по мнению Министерства транспорта Архангельской области, нет людей, что хотят поехать на дачи. Конечно, они есть. Только теперь они садятся либо в городе, либо в Исакогорке…
Обстановка в тамбуре поезда «Архангельск — Онега» за несколько минут до отправления.А затем, спустя бесконечно долгие минуты приблизилось спасительное Ломовое. Здесь, особо опосля того, как убрали остановки на Холмогорской, Лиственничном, Тундре и Илесе, из поезда вылезла почти треть пассажиров. Если не больше. Но облегчения сие не принесло. Народ остался стоять в тамбурах.
Не, ну это ж автобус, верно? Автобус. Рельсовый! Вот и толчея, духота, давка должны быть как в автобусе жарким летним днём, верно, министр Роднев?
Поморы продолжали негодовать и перешёптываться:
„Вот бы министр транспорта прокатился стоя сейчас здесь!“
„Посадить бы всё Министерство транспорта, руководство Северной железной дороги и прочих да прокатить бы сиднем до Онеги, а потом обратно — стоймя…“
„А когда б они, ретивые, голодные, захотели покушать, покушать-то и никак было бы. Куда еду-то ложить? На коленки себе б положили бы!“
„Раньше было лучше!“
Может, раньше было и не лучше, но спокойно покушать в поезде — перекусить — точно можно было без особых проблем. А теперь… Да, только если класть еду на колени — сидящему напротив тебя пассажиру.
Солнце катилось в закат. Рельсовый автобус катился по рельсам и шпалам. Пермилово, Обозерская, поезд пустеет… И — о, чудо! — после середины пути, после Кодино, в поезде расселись ВСЕ пассажиры!
Изжёванные, измученные, поморы сели и улыбнулись. Сели и спокойно поехали дальше, смеясь над рельсовыми автобусами, ругая Минтранс Поморья, вспоминая удобные вагоны и те времена, когда в тамбуре было накурено, но в то же время как-то посвежее, что ли».
***
Итак, что мы имеем после всего сказанного?
Транспортная реформа в регионе, коснувшаяся также железной дороги, хромает на оба колеса в колёсной паре. Населению не нравится ездить на «Орланах», но за неимением выбора приходится терпеть. «Умные» головы скажут: можете ездить другими поездами, вон, до Москвы ввели кучу дополнительных, есть поезда на юг, питерский, котласский.
Извините, конечно, но почти все они не останавливаются на станциях, нужных жителям Архангельской области — это поезда дальнего следования. А те, которые останавливаются, например, в Ломовом, заламывают просто невероятные цены: сидячка в котласском стоит около 500 рублей, но урвать её вряд ли получится, зато есть плацкарт в том же поезде за почти 1000 рублей, а в московском — за 1500!
1500 рублей за полтора часа пути!
Удручающее состояние поездов также вызывает уже даже не вопросы, а короткие эпитафии. Поезда, следующие на юг, наверняка ещё помнят обещания построить коммунизм во всём мире — настолько там старые вагоны. Питерский поезд выглядит едва ли лучше. Про котласский поезд и говорить особо не хочется — всем и так всё понятно. Более-менее выглядят составы до Москвы, но и то если сильно повезёт.
Да и мало кто из северян захочет платить по полторы тысячи за сраный билет до условного Ломового. Откуда у пенсионеров, дачников и прочих охотников и собирателей такие деньги? Им проще отдать 200 рублей и перетерпеть все невзгоды и лишения, чем переплачивать в восемь раз больше. Однако это не потому, что они терпилы, а потому, что денег особо нет — многие буквально живут за счёт дач и грибов с ягодами. Но вы там держитесь, сами понимаете, ага.
Поражает бесхребетность нашего Министерства транспорта и руководства Северной железной дороги. По ощущениям, в этих организациях нет людей, которые хоть раз ездили обычными поездами, ну или в плацкарте, на худой конец. Как велит им руководство РЖД — так они и делают. Сказали поставить ТРИ вагона в летний пятничный вечер — ставят.
Неужели, глядь, нельзя пролоббировать интересы жителей собственного региона? Министр Роднев мог взять и написать в головной офис Российских железных дорог: этого мало, людей ездит много, давайте пустим не три вагона, а четыре, или лучше пять, или, может, сделаем дополнительный пригородный поезд. Нет, ни министру, ни Минтрансу этого не надо. Ну так и зачем они тогда нужны в принципе, раз настолько беспомощны? Или настолько пофигисты — нужное подчеркнуть.
Население задаётся вопросом: на кой ляд было вводить «Орланы» и убирать удобные новые вагоны с удобнейшими откидными сидениями? Зачем втирать жителям о том, что новая транспортная реформа сделает их путешествие на поездах комфортнее, экономичнее и быстрее? Если ни удобства, ни комфорта, ни экономии бюджета за этим не наблюдается, а выходит всё наоборот: тратить приходится больше, времени тратить — тоже больше (ведь кучу станций и остановок убрали, нужно ещё кое-как добраться до мест, откуда можно сесть в поезд), а про комфорт вообще лучше не говорить ни слова.
Но Минтранс региона ничем не управляет от слова совсем. Всем заправляют частные монополисты. Единственное, чем занято министерство, так это собиранием статистики и выпячиванием её на публику. Вот у нас столько-то путей, столько-то шпал, вот такая-то длина будет у новой взлётно-посадочной полосы, вот столько-то людей прокатилось в «Орланах».
Ну и какой тогда вообще смысл в Минтрансе Архангельской области, если они ничего не могут, не делают и даже не пытаются делать? Зачем нужен министр транспорта Сергей Роднев и весь тамошний штат бумагомарак? Собирать статистику? Большой спасибо за труд, но мы, северяне, прекрасно можем обойтись и без этого.
Нам нужно удобство транспорта — воздушного, наземного, речного, а мы лишены сей роскоши уже многие годы, пока всё находится в частных руках, никоим образом Архангельской области не касающихся.
И в итоге получается, что поморы и гости нашего региона оказались заложниками в руках монополистов — как железнодорожных, так и речных, и воздушных. Министерство транспорта Архангельской области пошло на аутсорсинг, ввиду чего абсолютно ни на что не влияет и не хочет влиять. А теперь ещё и не может, по всей видимости.
Головные офисы компаний считают: раз не нравится — это ваши проблемы. Не ездите никуда, или купите себе машину, или вообще сидите дома. Это ваши проблемы. Закрыли аэропорт — есть альтернатива с баснословными ценами на билеты. Не нравится? Сидите дома. Вы пенсионер, но не знаете, как добраться до дачи? Вот вам билет за 1500 рублей вместо 200. Что, не нравится? Сидите дома. Можно было бы и вплавь, но про речной транспорт в Поморье не слышали. Есть ещё автобусы, но целые сутки в пути — такое себе.
Что, не нравится?
Это ваши проблемы.
***
Когда писался материал, стало известно, что в период с 20 сентября по 6 октября будут внесены изменения в расписание движения поездов по маршруту Архангельск — Москва и в обратном направлении. Это связано с производством плановых ремонтных работ на железнодорожных путях. Продажи билетов на эти числа нет, однако, по информации Министерства транспорта Архангельской области, о приостановлении движения поездов на данном маршруте речи не идёт.
Как сообщили в службе поддержки клиентов РЖД, в Северо-Западном филиале «Федеральной пассажирской компании», это связано с ремонтом участка железной дороги на перегоне Ростов — Семибратово.
В Минтрансе уверяют: после того, как будет сформирован актуальный график движения, билеты можно будет приобрести на официальных ресурсах РЖД, и железнодорожное сообщение с Москвой приостанавливаться не будет. Ну, посмотрим…
Аэропорт «Архангельск» сейчас закрыт. Самолёты летают из аэропорта «Васьково». Цены на авиабилеты «кусаются». В среднем цена на авиапоездку в столицу сейчас составляет от 8 до 10 тысяч рублей. Не захотят ли авиаперевозчики в это время ещё поднять цену — неизвестно. Скорее всего, захотят.
Посмотрим, что на этот счёт предпримет правительство Архангельской области, чтобы регион не остался без, как говорится, ботинок.



